Ходят слухи, что где-то есть ребенок, который разрушит существующий порядок и навсегда изменит реальность. Конечно, речь идет о нашей протагонистке - двенадцатилетнюю сироту по имени Лира Белаква (Дафна Кин), которая живет в Оксфорде. Ребенка там оставил ее дядя, выдающийся исследователь Севера лорд Азриэль (порой слишком эмоциональный Джеймс МакЭвой) - дело в том, что университеты имеют право академической неприкосновенности, поэтому в Оксфорде Лира в безопасности. Девушка проводит время, раздражая пожилых профессоров, бегая наперегонки со своим лучшим другом Роджером (Льюин Ллойд) и ожидая очередной визит дяди.
Когда он наконец приезжает в Оксфорд после длительного путешествия на Север, Лира становится свидетелем страшного события - один из профессоров пытается отравить лорда Азриэля. Героиня спасает своего опекуна, но после этого ее спокойная жизнь идет наперекосяк - вдруг появляются сложные вопросы, которые взрослые упорно игнорируют.
Если профессор пытался отравить Азриеля, то как ему теперь доверять? И что означают фрагменты разговора, который Лира случайно подслушала? О какой «пыли» шла речь? По словам дяди следует, что эта пыль оседает только на взрослых, а еще - доказывает существование параллельных миров. Почему Магистериум хочет, чтобы эта информация осталась тайной?
Кроме этого, в Оксфорде постоянно исчезают дети. Местные цыгане (в мире Пулмана так называют кочевников, путешествующих из города в город на массивных лодках) считают, что их воруют кровожадные «жрецы» (от слова «жрать», а не через какие-то религиозные функции), но в этом ли правда?
Несравненная миссис Колтер
Мы предупреждали - первый эпизод смело бомбардирует зрителя новыми сроками, фактами и загадками. Если вы не читали книгу, а теперь с ужасом смотрите на экран и не знаете, как различать такое количество героев, то не нервничайте, главное - запомнить Лиру, ее дядю и загадочную женщину по имени миссис Колтер (Руфь Уилсон). В свое время эту героиню сыграла Николь Кидман, и Филиппа Пулмана настолько поразила эта интерпретация его персонажа, что он попросил издателя изменить внешность миссис Колтер в дальнейших тиражах романов - до 2007 года ее описывали как брюнетку, а после выхода фильма она стала блондинкой. Кажется, после выхода сериальной адаптации «книжная» миссис Колтер может снова стать темноволосой - вот насколько естественно Уилсон передает все тонкости этой сложной, странной героини. В ее интерпретации Мариса Колтер немного теплее.
Протагонистка покидает родной Оксфорд и летит с новой опекуншей в Лондон на блестящем воздушном шаре. Но даже миссис Колтер не знает кое-что - декан тайно отдал Лири алетиометр, таинственное устройство, благодаря которому можно узнать правду о чем-либо. Кстати, интересный факт - «Золотой компас» (первая книга в трилогии Пулмана) называется так не потому, что алетиометр визуально напоминает золотой компас. На самом деле, автор ссылался на пассаж из «Потерянного рая» Джона Мильтона, в котором британский поэт описывал сотворения мира. Название всей трилогии, «Темные материи», тоже взята из этой самой поэмы - вот насколько глубоко уходит религиозный символизм Пулмана.
Пин Ап