Умение создать на мостике постоянную атмосферу доброжелательности и инициативной деловитости — признак зрелости, культуры капитана, его умения работать с людьми. Кстати, такая доброжелательная обстановка — гарантия того, что капитана своевременно вызовут на мостик, исправят возможную оговорку при подаче команды на руль или ошибку при прокладке курса, иной человеческий промах. При такой атмосфере помощник не боится столкнуться с недовольством капитана, вызванного на мостик, даже если впоследствии окажется, что этот вызов был без достаточных оснований.
К чему приводит неприятие капитаном напоминаний и подсказок, чрезмерная его грозность — достаточно проиллюстрировать катастрофой «Нахимова». Вахтенный помощник капитана не вызвал последнего на мостик даже тогда, когда в этом появилась настоятельная необходимость. А на «Петре Васеве» капитан упорно игнорировал неоднократные напоминания вахтенного помощника о быстром нарастании опасности столкновения.
Обязательное предоставление предвахтенного отдыха настолько важно для обеспечения надежной безопасности эксплуатации судна, что это требование содержится в международной конвенции по стандартам обучения, дипломирования и несения вахты моряками. Нет нужды доказывать, сколь необходимо, чтобы на вахту заступали отдохнувшие специалисты. Но сплошь и рядом заступающие с полуночи на вахту перед этим вместо отдыха смотрят кинофильмы» играют в шахматы. Именно здесь кроется одна из главных причин многих столкновений и посадок на мель. Но если в этих случаях предупредительные меры очевидны, то при ночном, особенно предрассветном, выходе из базового порта капитану нужно заранее подумать об обеспечении «свежей» вахты и отдыха для себя. Если же это оказывается невозможным, то, выйдя из порта, разумно стать на якорь на 2—3 часа. Это известно всем, но «усталые аварии» повторяются.
Нельзя игнорировать и накопившуюся усталость, когда приходится работать без регулярных отпусков и выходных. Отметим, что любой случай легче всего списать на нерадивость конкретных людей. Но ведь и «радивые» не из железа.
Здесь вроде все ясно. Следует лишь подчеркнуть опасность молодой амбициозности — нежелания прислушиваться к советам, особенно «снизу», использовать чей-то опыт: «сам знаю».
Нельзя забывать, что любое сомнение в успешном выполнении планируемых элементов предстоящей операции должно трактоваться в пользу опасности, изменения способа выполнения задуманного элемента или принятия дополнительных мер безопасности. Кстати, одним из надежных условий обеспечения безопасности является уверенное владение английским языком, позволяющее работать в постоянном контакте с лоцманом, знать его намерения, не дергать понапрасну, предотвращать опасные команды. Это особенно важно при швартовных операциях, маневрировании и выполнении других работ в стесненных условиях. Не лишне напомнить, что при расхождении данных, сообщенных лоцманом и содержащихся в навигационных пособиях, принимаются те, которые опаснее. Играть на бонусные фишки в самые
надежные казино рунета на настоящие деньги без регистрации и смс.