В фильме было довольно много инструментальной музыки. Рассказывая о том, что за музыка ему нужна, Пырьев очень точно определял, в каком кадре она должна начинать звучать и в каком заканчиваться. Обычно режиссеры заранее это представляют весьма приблизительно. Кроме того, Пырьев точно знал, как должна войти музыка в эпизод — тихо, незаметно или громко ворваться, — как уйти — оборваться на высокой ноте или раствориться... Я уже не говорю о том, что он знал и о настроении, и о темпе музыки, и о том, где должны быть акценты, какие он хотел бы услышать инструменты — громкую трубу или едва слышный шорох скрипок...
При таком методе композитору не приходится делать лишней работы, и почти вся музыка, которую я написал, вошла в картину. Все, что было указано в пырьевском списке музыкальных номеров, нашло свое место при монтаже, и ничего дополнительного режиссеру не потребовалось.
— А не ограничивала ли вас такая определенность? Предположим, с чем-то вы были не согласны?..
— В этом случае Пырьеву необходимо было представить очень убедительные аргументы, увлечь его новой идеей в большей степени, чем он был увлечен своей.
— Такие прецеденты возникали?
— Нет. Я могу только предположить, что отстоять свою позицию в споре с Иваном Александровичем было бы нелегко. Но в то время, когда я работал с ним, мой кинематографический опыт был еще незначителен. Прекрасно это сознавая, я сразу принял режиссерскую трактовку как руководство к действию и старался как можно лучше воплотить предложенную идею.
— При пырьевской эмоциональности такая манера работы, заставляющая вспомнить о точных науках, кажется удивительной.
— Тем не менее у меня осталось о Пырьеве именно такое впечатление. Может быть, другие авторы, работавшие с этим замечательным режиссером, сохранили иное представление.
— Наверное, умение четко, профессионально мыслить приходит с опытом, в результате творческого общения с людьми, способными понимать замыслы друг друга и проникаться ими. Пырьев делал свои фильмы с Хренниковым, братьями Покрасс, Крюковым — композиторами талантливыми, высокопрофессиональными. Происходило взаимное творческое обогащение.
— Именно высокий профессионализм! Ведь, конечно же, Пырьев не был человеком рассудочным. Он говорил о музыке так красочно и увлеченно, что, казалось, мелодия уже витает в воздухе, уже звучит. Замечания оркестру он делал темпераментно, обращаясь и к дирижеру, и к музыкантам, заражая всех своей страстностью и убежденностью.
И хотелось воплотить его идеи с максимальной отдачей.
— Кто из режиссеров последующего поколения тяготеет к пырьевской манере работы?
— Пожалуй, из тех, с кем мне довелось встречаться, Сергей Микаэлян, Даниил Храбровицкий. Работая с ними, соответственно, над фильмами «Принимаю бой» и «Укрощение огня», я с самого начала имел очень точный и тщательно разработанный план. Как часто Вам доводилось поиграть в интернет-казино, а потом с ностальгией вспоминать просто одну его обстановку, либо уютную атмосферу? Согласитесь, подобные клубы единичны, а все из-за того, что мало какое виртуальное казино стремится выйти за рамки видения своего сегмента услуг. Тем теплее и эмоциональнее восприняли игроки появление казино golden-cazino.ru, которое включило в рацион обожаемых игр элемент неожиданности, новаторства, интриги.